Что хуже – инфляция в 6,2% в Чукотском автономном округе или инфляция в 2,6% в Москве в мае этого года по сравнению с маем 2022 года?
С точки зрения населения Чукотки, для него жизнь не просто подорожала, а стала дороже куда значительнее, чем для жителей столицы. А вот с точки зрения экономики всей страны, инфляция на Чукотке малозначима, поскольку ее вес в общероссийском показателе инфляции близок к нулю.
В то же время динамика цен в столице для экономики важна особо, ведь доля Москвы в общероссийском показателе инфляции составляла на май 2023 года аж 16,6%, по данным Банка России. То есть уровень инфляции в России на 1/6 зависит от динамики цен в одном регионе! Хотя доля этого региона в населении страны существенно меньше.
При этом примерно 1/3 показателя инфляции в России определяется динамикой цен всего лишь в четырех регионах: Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Краснодарском крае. Их вес в общем показателе инфляции составляют в сумме порядка 32,4%. Для сравнения, вес всего Сибирского федерального округа в общероссийском показателе инфляции – 9,5% (существенно меньше, чем в одной Москве).
То, что российская экономика крайне неоднородна по регионам – ни для кого не секрет. Но это ставит важный вопрос о том, должна ли быть однородной проводимая в стране экономическая политика? И в том числе денежно-кредитная.
Эффективно ли тормозить инфляцию, обрезая доступ к кредитам высокими ставками по всей стране? Или все-таки стоит подумать о более доступном кредитовании в тех регионах, где инфляция низкая? Ведь по итогам мая годовая инфляция в трех регионах была отрицательной, в 9 регионах она составляла от 0% до 1%, и еще в 20 регионах – от 1,1 до 2%. То есть в 32 регионах страны она не превысила 2%. Или может быть стоит допустить более высокий уровень инфляции в целях развития и экономического роста в тех регионах, чей вклад в общий показатель инфляции невысок, например, в регионах Сибири? Тем более что и структура экономики во многих регионах сильно отличается от той, что в Москве.
Это, конечно, не означает установление своего уровня ключевой ставки для каждого региона. Но региональные механизмы повышения доступности кредитования, специальные программы рефинансирования – это то, о чем можно было бы подумать. Но не только подобного подхода, но даже дискуссии на эту тему от Банка России пока сложно дождаться – слишком тонкие материи. Проще дергать «стоп-кран» сразу по всей стране.