Инфляция в России – растет, но все еще ниже европейской
Росстат писал, что в марте рост потребительских цен составил 0,31% месяц к месяцу (или 2,51% в годовом выражении). Это чуть выше апрельских 2,31%, но все равно очень мало. И у этого две основные причины.
Во-первых, это эффект малой базы. Скачок цен прошлой весной все еще опосредованно влияет на нашу экономику. Во-вторых, это высокая ставка, которая ограничивает кредитование, и снижение потребительской активности населения. Увеличения реальных доходов в России практически нет, а рост сбережений на фоне общей экономической и политической неопределенности – есть. Так что удивляться особо нечему.
Впрочем, здесь есть еще одна интрига – ключевая ставка ЦБ сейчас находится на уровне 7,5%. При том, что годовая инфляция, рассчитанная любым способом, не превышает 3,5%. И вот получается, что ЦБ даже при низкой инфляции не торопится снижать ставку, и разговор идет, скорее, о том, что к осени она будет повышена до 8%. И тут тоже много вопросов, в том числе связанных с курсом. Будет ли дальнейший его рост к концу года, например.
В общем, состояние российской экономики в переходный период все еще неопределенное. Ультраконсервативная политика ЦБ, наверное, имеет смысл, но рано или поздно ставку придется снижать. Хотя 4,25% образца второй половины 2020 года мы увидим нескоро.