Шесть или четыре – есть ли смысл в изменении рабочей недели
В России в очередной раз предложили изменить формат рабочей недели – правда, на этот раз ее хотят не сократить, а увеличить до шести дней. Якобы времена настали сложные, и надо больше работать. Так вот, любые идеи ввести шестидневку для всех – это ни что иное, чем махровый популизм.
С четырехдневной рабочей неделей история гораздо интереснее. Мысль «меньше работать и больше отдыхать» давно будоражит умы прогрессивной общественности. В 2018 году по инициативе фонда из Новой Зеландии несколько десятков компаний с тысячами сотрудников на полгода перешли на четырехдневку. Итоги были более чем оптимистичные – производительность не изменилась, прибыль выросла. Другие подобные эксперименты показали схожие результаты – продуктивность как минимум не упала.
Понятно, что в индустрии гостеприимства, на непрерывных производствах и в других местах, где привыкли работать «два через два», четырехдневка не приживется. Перевод органов государственной власти на такой режим также сомнителен. Но в целом эксперименты показывают, что при адекватном внедрении такой системы хуже не станет. А вот шестидневка – это чудовищный шаг назад.
Главное помнить, что за любыми такого рода изменениями должны стоять полноценные исследования, а не желание оказаться на волне хайпа.