Законопроекты, связанные с установлением налога на сверхприбыль прошлых лет, на днях поступили в Госдуму и уже получили положительное решение Комитета по бюджету и налогам
Надо полагать, дальнейшее прохождение этими документами всех необходимых инстанций будет довольно быстрым.
Параметры нового налога (теперь он называется просто «налог на сверхприбыль») в целом соответствуют той информации, которую ранее озвучивали представители Минфина. В частности, это касается следующего:
освобождения от налога значительной части нефтегазового, а заодно и угольного сектора (при этом компании из обрабатывающих секторов освобождения не получают),
установления базы налога как разницы между средними значениями прибыли в 2021-2022 гг. и 2019-2020 гг. (и при этом не имеет значения, был ли рост прибыли связан с ростом мировых цен, или же, например, с выходом дорогостоящего инвестпроекта на окупаемость),
установления ставки налога 10%, если платить в 2024 году, и 5%, если заплатить до конца ноября 2023 г. (поскольку в этом случае можно претендовать на вычет в размере половины суммы налога).
Одновременно со вводом нового налога предлагается еще одно решение, которое может иметь далеко идущие последствия: это возможность установления «налогов разового характера» с «особым порядком определения элементов налогообложения».
По сути, наша налоговая система, которая и раньше без конца подвергалась то одним, то другим «донастройкам», теперь становится еще более зыбкой. Как указано в пояснительной записке к законопроекту, необходимо создать «упрощенный порядок установления разовых налогов». Пока что все это идет с пометкой «в связи с введением налога на сверхприбыль», но раз уж такие возможности будут предусмотрены, вряд ли стоит ожидать, что в будущем никто не захочет ими воспользоваться. Так что «донастройки» налоговой системы имеют все шансы выйти на принципиально новый уровень.